портфолио в формате pdf
Презентация 1
Презентация 2
Презентация 3
Презентация 4
Презентация 5
Презентация 6
Объект строительства в водоохранной зоне

Над статьёй трудились: Кокотеева Валентина, Зайцев Олег, Мухина Ольга

13.12.2023

Ваша строительная площадка расположена недалеко от водного объекта и скорее всего в водоохранной зоне (ВОЗ). Какие решения предусмотреть, чтобы пройти экспертизу и согласования? Каковы ваши действия?

Ликбез

ВОЗ - территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта), на её территории устанавливается специальный режим в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
ВОЗ является ЗОУИТ.
Что такое ЗОУИТ? Это территории, в границах которых устанавливается определенный правовой режим использования земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 105 ЗК РФ, от поверхностного водного объекта устанавливаются следующие ЗОУИТ:
- водоохранная зона (ВОЗ);
- прибрежная защитная полоса (ПЗП).
Согласно статье 65 ВК РФ Ширина ВОЗ устанавливается от истока реки или ручья и зависит от их протяженности: составляет от 50 до 200 м.
Говоря о ВОЗ озер и водохранилищ, чья акватория составляет более 0,5 км2, ширина их ВОЗ составляет 50 м. Если же водоем располагается на реке или ручье, то их ВОЗ равна ВОЗ тех самых реки или ручья. Для морей же ВОЗ фиксирована и составляется 500 м.

Прибрежная защитная полоса (ПЗП). Территория ПЗП расположена внутри ВОЗ и в её границе применяются дополнительные требования.
Ширина ПЗП зависит от уклона берега водного объекта.

Шаг 1: Собираем исходные данные.

Этот шаг может быть выполнен как в составе инженерных изысканий, так и самостоятельной работой

На основании приказа Минэкономразвития №145 от 17 марта 2016 г «Об утверждении состава сведений, содержащихся в кадастровых картах», границы ЗОУИТ, включая ВОЗ и ПЗП, отражаются на публичной кадастровой карте.
Не для всех водных объектов границы ВОЗ нанесены, так что требуется уточнение при проектировании. Поэтому для подтверждения размеров ВОЗ и ПЗП интересующего нас водного объекта, обращаемся в территориальный орган Бассейного водного управления (БВУ) с целью получения сведений из государственного водного реестра по форме 2.13-гвр. «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов».
На изображении показан пример того, как выглядит информация по форме 2.13-гвр. В ней мы можем найти информацию о рыбохозяйственной категории водного объекта, а так же о размерах ВОЗ и ПЗП.
Так же запрашиваем сведения по форме 1.8.1-гвр. «Сведения о местоположении береговой линии (границы водного объекта)» для получения сведений о координатах местоположения береговой линии. В данной форме указана информация о реквизитах документа, определяющего местоположение береговой линии (дата, номер и орган, принявший решение). Далее по этим реквизитам запрашивается копия документа, в котором будут указаны координаты береговой линии интересующего нас водного объекта.
Подать заявку на получение сведений можно как лично в орган в бумажном виде, так и на сайте Госуслуг. Срок ответа составляет 5 рабочих дней с момента регистрации заявления в органе.
Кроме того, при проектировании защитных, водоохранных и иных сооружений в границах ЗОУИТ следует соблюдать требования по доступности общественности к вашему водному объекту.
В частности, согласно Статье 6 ВК РФ в водный объект должен быть доступен общественности для личного и бытового пользования в пределах береговой полосы.
Ширина береговой полосы составляет:
  • 5 метров для водотоков протяжённостью до 10 км;
  • 20 метров для водотоков протяжённостью более 10 км, и всех остальных водных объектов.
Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) не определяется.
Использование акватории водных объектов осуществляется на основании договора водопользования, заключаемого без проведения аукциона (ВК РФ Статья 50).
Кроме ВОЗ и ПЗП существует понятие рыбоохранной заповедной зоны (РОЗЗ). Она, как правило, равна ВОЗ и устанавливается на основании «Правил образования рыбохозяйственных заповедных зон», утвержденных ПП от 5 октября 2016 г. № 1005.
Все в той же форме 2.13-гвр. указана категория водного объекта рыбохозяйственного значения, исходя из которой определяется размер РОЗЗ. Ширина РОЗЗ водных объектов, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение, устанавливается в размере 200 метров. В ином случае – равная ВОЗ.
 С размером ЗОУИТ определились и нанесли данные зоны на План Земельного участка. Определяем границы распространения ЗОУИТ (ПЗП или ВОЗ) для проектируемого участка, оцениваем какие ОКС попадают в ЗОУИТы.
Приступаем к следующему шагу.

Шаг 2: Оцениваем ограничения накладываемые ЗОУИТ от водного объекта на проектируемую территорию

Ограничения по использованию территории ЗУ, который попал в ЗОУИТ поверхностного водного объекта ст.65 ВК следующие:
Согласно п. 15 статьи 65 ВК РФ в пределах ВОЗ запрещается:
  • размещение кладбищ, скотомогильников, отходов производства и потребления, взрывчатых, токсичных и отравляющих веществ, захоронение радиоактивных отходов;
  • движение и стоянка автомобилей за исключением их движения по дорогам и стоянки имеющих твердое покрытие;
  • строительство АЗС, станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств;
  • хранение и применение пестицидов и агрохимикатов;
  • использование или сброс сточных вод (без применения мероприятий);
  • разведка и добыча полезных ископаемых.
  • В границах ПЗП действуют те же ограничения, что в ВОЗ, но кроме них так же запрещается:
  • распашка земель;
  • размещение отвалов размываемых грунтов;
  • выпас с/х животных и организация для них летних ванн и лагерей.

Шаг 3: Предусматриваем водоохранные мероприятия

Согласно п. 16 стати 65 ВК РФ, в границах ВОЗ допускается проектирование, строительство и т.д., только при условии того, что объекты будут оборудованы сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения:
централизованные системы водоотведения;
локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод);
сооружения для сбора отходов производства и потребления.
Для проекта выполняем следующие обязательные действия:
  1. Наносим на ГЧ береговую линию. Информацию отражаем в следующих разделах проектной документации ПЗУ, ИГМИ, ИЭИ ПМООС.
  2. Наносим ВОЗ и ПЗП в установленных координатах (отражаем в ПЗУ, ИГМИ, ИЭИ, ПМООС).
  3. Проверяем, чтоб в ВОЗ и ПЗП не было запрещённых объектов, например склада хим. реагентов или АЗС. При необходимости выполняем перепланировку территории, передалываем ПЗУ.
  4. Решаем вопрос с канализованием хозяйственно-бытовых стоков. Предпочтительнее подключиться к существующим сетям, Возможность подключения подкрепляем ТУ.
  5. При отсутствии централизованных сетей проектируем ЛОСы с очисткой до ПДК рыбохозяйственного значения или водонепроницаемые приёмник стоков с подтверждением возможности вывоза. Такая возможность должна быть обоснована расчётами и подкреплена ТУ или письмом водопроводно-канализационной службы.
  6. Решаем вопрос с отведением ливнёвки. Планом организации рельефа отводим поверхностный сток в дождеприёмники, отображаем подключение к сетям или ЛОСам. Информацию отражаем в следующих разделах:  ПЗУ, ИОС 2, ПМООС.
  7. Дренажные воды также требуют очистки. Это не чистый сток. По анализам дренажные воды зачастую имеют превышение по ряду загрязняющих веществ, например тяжёлые металлы или нитриты(нитраты), могут иметь техногенное происхождение.
  8. Для соблюдения требования к  очистке стоков подбираем ЛОСы:
  • Проводим инвентаризацию загрязняющих веществ в стоках. По каждому виду стока.
  • Оцениваем максимальные и средние расходы- л/сек, м3/час, м3/сут.
  • Собираем ТУ и Договоры на приём стоков.
  • Подбираем ЛОСы, способные реально очистить от наших ЗВ под нашу производительность. Например механические методы очистки стока имеют практически нулевую эффективность по устранению ионов нитритов и нитратов.
  • При необходимости решаем задачи по предварительному накоплению, усреднению и регулированию стоков (буферные ёмкости).
9. Соблюдаем требования Водного Кодекса на период строительства В ПОСе должны быть отражены мероприятия предусмотренные п.15 ст.65 ВК.
  • Не допускаем складирование размываемых грунтов в ПЗП.
  • Предусматриваем герметичные кессоны для хозяйственно-бытовых нужд.
  • Вывозим производственные (автомойка, промывка миксеров) и ливневые сточные воды.
  • Заключаем договора на вывоз и приём стоков со строительной площадки.

Шаг 4: Разработка и согласование проекта ВБР

Помимо положений ВК, необходимо соблюдение требований ФЗ 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». А именно ст. 50, которая говорит об обязанности применения мер по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Это требование налагает обязательство по разработке проекта Мероприятий, направленных на сохранение водных биоресурсов и среды их обитания (проект ВБР).
В составе проекта ВБР рассчитывается ущерб. Для проектируемых объектов данный расчет проводится согласно Методике, утвержденной приказом Федерального агентства по рыболовству от 6 мая 2020 года №238.
Предусматривается и обосновывается ряд проектных решений направленных на минимизацию ущерба, оценивается объём и способ возмещения ущерба. Например, восстановление водных биоресурсов обязательно, если деятельность влечет их потери более 10 кг (п. 7 Методики).
Для разработки проекта ВБР в территориальном органе Федерального агентства по рыболовству запрашивается рыбохозяйственная характеристика участка водного объекта для последующих разработок ущерба и мероприятий по восстановлению водных биоресурсов. При её отсутствии выполняются научно-исследовательские работы по описанию рыбхоз характеристики.
В соответствии с ПП РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», результаты оценки воздействия на окружающую среду содержатся в разделе «Перечень мероприятий по охране окружающей среды» проектной документации.
Далее проект отправляется на согласовывается с территориальным отделением Росрыболовства.
Проект Мероприятий, направленных на сохранение водных биоресурсов и среды их обитания, содержащий расчет ущерба водным ресурсам согласовывается с Росрыболовством.
К заявке на согласование прилагается следующий перечень документации. Перечень не закрытый, но обязательно включает в себя: ПОС, ПЗУ, ПМООС, ПЗ, ИОС 3(НВК), ИОС 7(ТХ), ИЭИ, ИГМИ.
Срок рассмотрения составляет до 30 рабочих дней.

Шаг 5: Строительство и эксплуатация объекта


Согласно статье 11 ВК РФ, при осуществлении строительства объекта необходимо получить решение о предоставлении водного объекта в пользование в случаях:
  • фактического сброса сточных вод, проектирования дальнейшего сброса;
  • строительстве и реконструкция гидротехнических сооружений;
  • строительстве и реконструкция мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов;
  • проведении дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов.
Строительство объекта должно вестись при соблюдении всех мероприятий по охране водного объекта, предусмотренных разработанной проектной документацией.
После ввода построенного объекта в эксплуатацию «отношения» с водным объектом на этом не закончатся.

По окончании строительства необходимо подача в государственные органы следующей отчетной документации:
1.       Форма 2-ОС «Сведения о выполнении водохозяйственных и водоохранных работ на водных объектах». Сдается ежегодно до 22 января.
2.       Формы 6.1, 6.2 по приказу Минприроды от 06 февраля 2008 года № 30. Сдается ежегодно до 15 марта.
За нарушения требований сдачи отчетности следует наказание. Так, за сокрытие или искажение данных по статье 8.5 КоАП РФ накладывается штраф от 3 до 6 тыс. рублей для должностных лиц, от 20 до 80 тыс. рублей для юридических лиц.
За непредставление по ст.13.19 КоАП РФ влечет штраф в размере от 10 до 20 тыс. рублей для должностных лиц, от 20 до 70 тыс. рублей.

вас также может заинтересовать: