Размещение паркингов в условиях плотной застройки

На сегодня одной из проблем при проектировании объектов капитального строительства является организация парковок, а именно их размещение в условиях плотной застройки.

      В последние годы наблюдается тенденция проектирования наземных паркингов, вытесняя, где это возможно, решения по организации паркингов подземного типа. При этом санитарные требования к подземным и наземным паркингам существенно отличаются. Например, для подземного паркинга нормируется расстояние (15 метров) только от въезда/выезда и устья вытяжной вентиляционной шахты. Эти требования практически всегда выполнялись и не составляли особых проблем. С наземными парковками/стоянками дело обстоит совсем по-другому.

      Во-первых, необходимо разграничить два понятия, используемых в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Далее СанПиН): 

      - парковки открытого типа;

      - парковки закрытого типа.

      При этом как открытые, так и закрытые парковки могут быть многоуровневыми сооружениями.

      Для парковок открытого типа санитарный разрыв устанавливается согласно таблицы 7.1.1 вышеупомянутого СанПиН. Размер разрыва определяется в зависимости от количества машино-мест и назначения здания. Например, при проектировании открытого паркинга свыше 300 м/мест, разрыв составит 50 метров до фасадов жилых домов. От застройщиков можно часто услышать просьбу по проведению работ по обоснованию и сокращению этого разрыва. Не смотря на то, что мы выполняем работы по разработке санитарно-защитных зон, в этой просьбе нам всегда приходится отказывать. Почему? Потому что СанПиН использует два термина со схожим функциональным значением: санитарно-защитная зона и санитарный разрыв. 

Согласно п. 2.1 СанПиН дано определение санитарно-защитной зоны - это специальная территория с особым режимом использования вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Чёткого определения санитарного разрыва СанПиН не даёт. Но из текста документа следует, что санитарный разрыв несёт те же функции, что и СЗЗ. 

Раздел 4. СанПиНа "Установление размеров санитарно-защитных зон" описывает процедуру установления (сокращения) СЗЗ. Это означает, что при должном обосновании, внедрении защитных мероприятий и совершения административных процедур и экспертиз возможно сократить СЗЗ. Но в этом разделе нет ни одного слова про санитарный разрыв. И значит, все процедуры, описанные в разделе 4 не относятся к санитарным разрывам.

Санитарные разрывы в свою очередь, можно разделить на два вида: размеры которых устанавливаются по рассчётам и измерениям, и те, размеры которых установлены СанПиНом. Санитарные разрывы, размеры которых установлены СанПиНом не подлежат сокращению никакими обоснованиями, экспертизами и согласованиями.

Таким образом, размещая наземный паркинг открытого типа, мы получаем зону ограничения в радиусе 50 метров от сооружения, где недопустимо размещать ни жилые дома, ни площадки отдыха, игр, спорта.

      Иначе обстоит дело с закрытым наземным паркингом. В соответствии с п.1 к таблице 7.1.1 СанПиН поясняется, что от паркинга закрытого типа разрыв устанавливается по результатам расчёта рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия. Практика выполненных работ показывает, что расчётные значения необходимого разрыва гораздо меньше 50 метров. Так для объектов вместимостью 300 машиномест легкового типа расчётный разрыв составляет не более 15 - 20 метров.

      Для корректного применения вышеописанной нормы санитарных правил необходима идентификация объекта как открытого или закрытого. Санитарные правила не дают такого определения, поэтому этот вопрос следует рассмотреть в СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99», где приведены определения и типология автостоянок открытого и закрытого типов.

      Исходя из вышеописанного можно сделать вывод: проектирование автостоянок закрытого типа более предпочтительно с точки зрения эффективного использования земельного участка, но требует проведения дополнительной работы по установлению санитарного разрыва на основании расчётов рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия.

Мы вам перезвоним

передача данных защищена

Онлайн заказ книги

передача данных защищена